Психологический смысл подросткового суицида — это чаще всего «крик о помощи», или протест, месть, стремление привлечь внимание к своему страданию. Анализ мотивов суицидального поведения подростков подтверждает мысль, что его суицидальный поступок — это обращение к значимому другому. Риск совершения суицида повышается при употреблении наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимости.
Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте:
Детская повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность обусловливают импульсивность в принятии решения, в том числе и суицидального характера.
Гнев, протест, злоба или желание наказать себя и других также могут лежать в основе развития суицидального поведения.
Для подростков характерны повышенная склонность к самоанализу, пессимистическая оценка окружающего и своей личности, что также может спровоцировать суицидальный поступок.
Эмоциональная нестабильность, присущая почти четверти здоровых подростков, и неумение ослабить эмоциональное напряжение также приводят к суицидальным действиям.
Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. Это происходит из-за неадекватного понимания смерти, которая в младшем возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Часто младшие школьники думают, что смерть является наказанием за плохие дела, они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, экспериментируя с опасными веществами или вовлекаясь в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности.
В развитии суицидального поведения подростков немаловажную роль играет подражание (копирование образцов поведения) и повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные попытки.
Для подростков характерно наличие взаимосвязи попыток самоубийств с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
Мотивы суицидального поведения:
— обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;
— действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
— переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
— чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
— страх позора, насмешек или унижения;
— любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
— чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
— желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
— страх наказания, нежелание извиниться;
— сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).
Признаки суицидальных рисков
Индикаторы риска подросткового суицида являются теми признаками, которые указывают на суицидальную готовность личности. Различают:
Словесные – видны в рамках бесед: фразы, свидетельствующие о беспомощности, прощание с собственной жизнью, изречения о желании умереть в шуточной форме, амбивалентность оценивания значимых событий или же людей (колебания между любовью и ненавистью); речь становится медленной и маловыразительной; самообвинения.
Эмоциональные – внимание на именно на контекст тех посланий, что выражаются в словесной форме вместе с невербальными сообщениями (длительные паузы, плач, с усилием проговариваемые слова, всхлипывания); переживание горя, чувство неудачи, вины, собственной малозначимости; различные страхи опасения; ребенок крайне растерян, а его действия импульсивны.
Поведенческие – выражаются в спонтанных поведенческих изменениях без какой-либо веской причины, что отдаляют подростка от значимых для него людей или важной деятельности.
Например, поступки, совершенные бездумно и опрометчиво, несущие значительный риск для здоровья и сохранности жизни, наблюдается склонность к употреблению каких-либо наркотических средств и алкоголя. Явное депрессивное состояние, выраженное в плохом эмоциональном самочувствии, острой тоске и заторможенности. Яркими признаками являются расставание с теми вещами, с которыми у подростка уже образовалась определенная связь на психологическом уровне.
При малейшем подозрении на наличие у ребенка суицидальных намерений необходимо обязательно обратиться за помощью к специалистам. Вы можете обратиться
в Психологическую службу МБОУ «Холмовская СШ» . Адрес: пгт. Холм-Жирковский, ул. Советская, д. 13 «А», этаж 2, каб. 28. E-mail:psyholm67@gmail.com.
в СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Адрес: ул. Неверовского, д. 26, г. Смоленск. Телефон: 8 (4812) 383142. E-mail:skintspk@yandex.ru
в иные организации, где оказывают квалифицированную психологическую помощь.
Бывает, что очный прием психолога иногда приходится ждать несколько дней. Однако для решения вопроса, который поднимается в данной памятке, не всегда есть много времени. Для получения экстренной помощи стоит обратиться в службу Единого Общероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122.
Профилактика
В профилактике суицидов у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение и признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с подростком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ему оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.
Во-вторых, заняться с подростком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное — собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо выспался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту — психологу, психотерапевту, психиатору.
Категорически нельзя:
Проявлять безразличие.
Читать мораль типа: «Ты не можешь этого сделать», «Подумай о родителях», Называть суицидальные намерения аморальными.
Проявлять негодование, демонстрировать сильные эмоции, сердиться, говорить об инфантильности личности подростка.
Обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», «брюзгливости»
Сравнивать с другими ребятами — более успешными, это усугубит его низкую самооценку, углубит переживания.
Любите, принимайте и цените своих детей такими, какие они есть!